Немногие знают, что в разных эпизодах с младенцами в легендарном фильме
«Семнадцать мгновений весны» снимались разные малыши. Неизменным оставалось
только байковое одеяло, в которое был завернут новорожденный сын радистки, а
позже и маленькая дочь её спасителя, отставного солдата Хельмута.
Дело в том, что между съёмками эпизодов в гестаповской конспиративной
квартире (это снималось в павильоне киностудии в Москве) и бегства радистки
с детьми по улицам Берлина (снималось в Риге) прошёл почти год.
Так что тот первый малыш-актёр к тому времени уже был большим. А съёмки
вывоза радистки с двумя детьми в Швейцарию случились ещё на несколько
месяцев позже.

Так как съёмки с детьми и тем более с несмышлёными малышами, накладывали на
администрацию съёмочной группы особую ответственность, руководство
настойчиво предлагало режиссёру использовать специально изготовленные куклы.
Но Татьяна Лиознова была категорически против!
На худсовете она убедила всех в том, что невозможно с куклой правдоподобно
снять сцену, в которой младенца раздевают перед открытым окном.
Да и в других эпизодах — в развалинах дома, в машине, в бомбоубежище и т.д.
малыши каждый раз должны были как-то проявлять себя. Их живое участие в
кадре будет значительно повышать градус зрительского сочувствия и держать
всех в напряжении.
Её доводы были услышаны, и все с этим согласились.
Из-за того, что съёмки территориально проходили в разных местах, каждый раз
приходилось искать новых малышей.

Как позже вспоминал один из помощников режиссёра, всего в картине снимались
шесть разных младенцев. В Москве малышей привозили из находящегося
неподалёку от киностудии Дома малютки.
Так как съёмки продолжались несколько дней, бывало, что на следующий день
воспитатели привозили не того малыша, что был накануне, а другого. Чтобы не
утомлять одного и того же ребёнка.

В Риге младенца для съёмок предоставила одна из работниц киностудии. Она
находилась в декрете, но часто приезжала на работу по делам. Узнав, что для
съёмок фильма, который предназначался для всесоюзного показа, требуется
младенец, он сама предложила свою дочь и была горда тем, что её потом увидит
вся страна.
При этом её нельзя было назвать легкомысленной мамашей, так как она всегда
находилась рядом и контролировала каждую секунду, когда малышка находилась в
кадре.

Ужасная во всех смыслах сцена с раздеванием маленького ребенка перед
открытым окном снималась в закрытом павильоне киностудии имени
Горького.

Среди множества благодарных писем от зрителей, которые позже пришли в
редакцию телевидения, были и те, в которых некоторые зрители возмущались и
негодовали! Мол, как можно было так издеваться над новорожденным ребёнком
ради съёмок какого-то фильма?
Им было невдомёк, что в павильоне киностудии было скорее жарко, чем
холодно. А во время съёмок «жестокого раздевания» малыша тот вообще
несколько дублей сладко спал.
Так что озвучивать его душераздирающий плач пришлось позже в студии
звукозаписи.

Одно время в СМИ появлялась информация о том, что в роли младенца радистки
Кэт сыграла настоящая новорожденная дочь самой актрисы.
Действительно, на завершающем этапе съёмок фильма Екатерина Градова была
беременна в браке с Андреем Мироновым. Но Маша Миронова появилась у
знаменитых родителей лишь в мае 1973 года, когда съёмки уже были завершены.
Так что версия с маленькой Марией Мироновой, конечно, красивая, но, к
сожалению, это неправда.

Там, где было возможно, снимали куклу. Например, в сцене прохода героев по
коридору больницы.
Сегодня можно лишь ещё раз восхититься великолепным режиссёрским талантом
Татьяны Лиозновой. Ведь будь в этих сценах куклы, а не живые малыши, то мы
бы не прочувствовали того трагизма, который пришлось испытать нашей
разведчице.

Кстати, у неё был реальный прототип с похожей судьбой и с родами «в тылу
врага», которые тоже были не простыми.
Настоящую разведчицу звали Анна Филоненко. Она долгое время вместе с мужем
находилась на нелегальной работе в Германии, родила там двух детей, но к
моменту съёмок уже проживала в Москве, будучи на пенсии.
Консультанты фильма из КГБ даже специально познакомили с ней Лиознову, что
бы та из первых рук узнала необходимые для фильма подробности.
Сегодня фильм «Семнадцать мгновений весны» заслуженно входит в Золотой фонд
отечественного кино. А те младенцы, которым удалось сняться в этом
легендарном фильме, по моим подсчётам, пару лет назад уже отметили свои
50-летние юбилеи.