Эта мысль шокировала меня. Удивит и вас.
Но, обо всем по порядку.
Много лет назад, когда я была студенткой, в моей группе у меня был конкурент. Однокурсник Олег, который не только учился на одни пятерки, но и имел амбиции. Хорошие оценки получали не только мы с ним. Было еще несколько девчонок, но я не брала их в расчет. Тем хорошо учиться было важно для мам и пап, планов на будущее не было – “ну как нибудь устроимся, куда-нибудь пристроимся”.
Так что соревновалась я исключительно с Олегом.
После получения диплома мы устроились на работу и обсуждали перспективы.
Так как мы дружили, то незазорно было поинтересоваться уровнем зарплаты и статьями расходов, спросить – ты в доллары деньги переведешь или вклад откроешь?
Обсуждали, куда бы мы могли “перескочить” ради более высоких зарплат и премий. Мечтали побывать в США, зарядиться духом Уолл Стрит…
Девочки-отличницы рассказывали, на что зарплату потратили, куда съездили, в кого влюбились. Это было неинтересно.
Мы с Олегом бежали на длинную дистанцию, постоянно оглядываясь друг на друга. Ревновали к успехам? Наверное, да. Завидовали достижениям? Конечно. Но во многом из-за этих эмоций и горел наш внутренний огонек.
Олег поступил на второе высшее. Один-ноль.
Олег купил квартиру. Два-ноль.
Я купила квартиру. Два-один.
А потом… потом он просто выбыл из соревнования. Я не могла понять – почему? Да, и у него, и у меня родились дети. Но это же не помеха. Тем более, отцы меньше отвлекаются на своих отпрысков, чем матери.
Мне стало казаться, что это – хитрый ход. И однажды Олег меня огорошит тем, что его компания ворочает капиталом. А он скупил половину земли в городе.
Положит на лопатки. Победит в гонке.
Но он все жил в той же пятиэтажке и ездил на старенькой иномарке.
Я стала размышлять. Может, он прав? Не надо никуда бежать. Надо сесть, успокоиться и прочитать, например, те романы Тургенева, которые не проходят в школе. Если все время бежать, то накачаешь ноги. А качать надо душу. Сердце. Мозги.
Время шло. То, что Олег сдался стало очевидным. Спросить в лоб я об этом не могла. В конце-концов, не все “горят” материальным и статусным. Но куда он тратил свою высокую зарплату-то? Почему не улучшал свою жизнь?
Ответ я узнала намного позже.
Мы с Олегом случайно встретились в городе и заехали к его родителям. Надо было собаку забрать. Такой разрухи и тесноты я давно не видела. Люди жили очень-очень бедно. На их фоне Олег был зажиточным буржуем.
Мне в это время позвонил кто-то из родных, спросил, где найти документы, я сказала, что они лежат в зале. Олег рассмеялся.
“Какой там у вас зал, дворяне?” – спросил он.
“Большая комната в квартире, с диваном, креслами и телевизором. Мы гостиную так называем”
“Ааааа, понятно. У нас никогда не было зала. Вечно спали друг у друга на голове”
И вот тогда пазл сошелся.
Олег никогда не мечтал о просторном жилье, он уже жил лучше родителей. Его не гнала вперед сила дискомфорта, ему не было невыносимо в своей двушке вчетвером. Не раздражала кухня из 5 м2. Не удручала старая кровля и ветшающий фасад дома.
Это как женщины, которые не уходят от мужчин алкоголиков, которые их бьют. Или от кухонных философов, которые знают, как управлять страной, но не могут управиться с собственной жизнью. Им нормально. Родители так жили.
Другие же, едва на них повысят голос или скажут, что денег нет даже на хлеб, схватят сумку и уйдут. Навсегда.
Дело не в непритязательности, а в уровне, к которому человек привык, который видел с ранних лет, который считает своим.
Жена Олега рассказывала, что когда они купили жилье, она кинулась стены и пол отмывать, отдирать обои. Начала искать бригаду, заказывать стройматериалы в кредит.
Олег сказал: “Давай за пару лет самостоятельно накопим. Жить-то можно”.
Она ни в какую. Ну как тут жить? Тут же тараканы ползали и мыши мебель грызли. А ему нормально. Он так в детстве в деревне жил. Она планы строит – накопить и район поменять. А он против: снимай корону, нормальный у нас район.
Ему не надо больше и лучше. Он там, в других условиях, себя будет неуютно чувствовать. Не в своей тарелке.