Яков жил своей жизнью в доме матери и горя не знал. Формально дом принадлежал им двоим. Но все заправляла мать. Оно и неудивительно – после смерти мужа Татьяна Петровна подхватила семейное производство и не дала загнуться бизнесу.
Однажды мать начала разговоры про продажу дома, чтобы «открыть второй цех», сын был категорически против.
Он уже привык к этому дому, переезжать на время в старую городскую квартиру и жить там с матерью его совсем не привлекало.
Когда разговоры о продаже дома стали куда более настойчивыми, Яков предложил:
– Мама, давай так: ты покупаешь мне квартиру, я отдаю свою долю в доме. Она по любому дороже стоит чем однокомнатная квартира.
Всем выгодно: я не жду пока ты продашь дом, ты получишь больше денег и весь дом в собственность, мы не ссоримся.
Мать подумала два дня и согласилась
Квартиру Яков выбрал быстро. Одновременно оформили два договора: купли-продажи квартиры на имя сына и договор дарения доли дома от сына к матери.
Яков быстро заехал в свою квартиру, а мать начала готовить дом к продаже.
******************
Тут грянул кризис 2008 года, который неожиданно сильно ударил по Татьяне Петровне.
Дом «завис» в продаже и теперь продать его за изначально желаемую цену было нереально. А ждать пока рынок недвижимости, да еще и загородной, восстановится, времени не было.
К тому же то оборудование, которое было необходимо, резко выросло в цене.
Подсчитав, что ей не хватает почти полмиллиона рублей, Татьяна Петровна принял единственной верное, как ей казалось решение.
**************
– Что? Да я тебе такую услугу оказала! Ты заехал на полгода раньше, чем мог бы, если бы вместе со мной продавал дом.
– Так в этом виновата только ты. Ты возомнила себя крутым риэлтором и цену на дом задрала. Хотела побольше денег получить.
– Это не я, это такая обстановка в мире и стране. Кризис, понимаешь. И поэтому я не могу купить то, что хочу. Так что тебе нужно доплатить за свою квартиру мне. Ведь ты мог бы сейчас сидеть со мной без денег за дом!
– Мам, ты нормальная? Мы с тобой заключили договор и все были довольны. Теперь, неважно по какой причине, у тебя не получается продать дом и купить то, что ты хотела, а я должен тебе подкинуть на это деньжат? Это же дикость.
– Дикость – обманывать мать, обменивая ее деньги на свою долю. Короче с тебя еще полмиллиона. А я тебя еще на работу пристроила!
– Мам, ты все смешала в кучу. В любом случае – у меня нет таких денег. И когда они появятся, я тебе их не дам.
Татьяна Петровна молча ушла со встречи. И больше не звонила сыну.
****************
Через полгода Якову было не до прошлых ссор. На работе и так прошло сокращение, а теперь под новый, 2009 год, руководство решило «оптимизировать структуру компании».
Яков, как и остальные менеджеры, сидел буквально на иголках. Но все было решено. Яков попал во вторую волну сокращений. Плюс был только один – уволили его после нового года.
Звонить матери и просить за себя, теперь, естественно было невозможно. Так что пришлось искать работу. Но все, что предлагал рынок, было сильно меньше его потребностей в деньгах.
Как часто бывает, всплыли мелкие и не очень забытые долги. Которые быстро превратились в огромный ком финансовых проблем.
Яков решил таки позвонить матери, но та, видимо, поставила номер сына в черный список. А когда он звонит с телефоном оставшихся друзей, сына попадал на секретаря матери. Видимо, дела у Татьяны Петровны шли хорошо.
**************
Когда долгов стало очень много и появились проценты, Яков решил заложить квартиру. В конце концов, это был единственный его актив. Однако в банке ему отказала в кредитовании под залог – у него до сих пор не было работы.
Пришлось обращаться частным инвесторам, которые готовы были в тяжелое время выдать кредит. Правда, ставка была почти 30% годовых. Но даже эти цифры были меньше процентов по долгам.
Яков думал недолго.
Получив всего лишь 50% от рыночной стоимости квартиры, он решил немного поиграть с судьбой.
Отдав половину полученных денег в счет погашения долгов, вторую он решил вложить в «верное дело».
Потом Яков будет долго вспоминать, как он вообще познакомился с человеком, который решил открыть ему новый дивный мир «больших процентов».
Проценты вышли действительно большим, но со стороны выросшей суммы долгов. А вложенная сумма так и не вернулась. Как и знакомый.
После трех просрочек по займу инвестор активировал опцию перевода права собственности на квартиру на себя. Яков лишь молча наблюдал за этим, упаковывая вещи. Он все еще оставался должен денег, а в кармане у него были последние 5 000 рублей.
В ожидании приезда нового собственника, Яков горестно размышлял, почему ему так и не помогал мать.
Раздался звонок и бывший владелец открыл дверь. На пороге стояла улыбающуюся Татьяна Петровна.
– Ма? Ты чего тут делаешь? – на миг душе Якова зародилась надежда.
– Пришла осмотреть свою квартиру.
– Что? КаК?
– А так. Твой инвестор – мой человек. Я через него одалживаю деньги таким ротозеям, как ты.
– То есть ты… знала, что я беру деньги? Знала и ничего не сделала?
– Увидела, да. Делать ничего не собиралась. Ведь у тебя своя жизнь
Сын не знал, что ответить. У него просто в голове не укладывалось, как такое могло произойти.
– Правда, я скорректировала немного твой жизненный путь.
– Что это значит?
– Попросила уволить тебя, не затягивая. Потом я замотивировала твоих кредиторов напомнить тебе о долгах и даже предьявить проценты. Ну и, конечно, твой знакомый с «выгодным предложением» и инвестор, который дал тебе деньги – это мои люди.
– Не может быть. Ты не могла так поступить с собственным сыном!
Татьяна Петровна брезгливо осматривала квартиру.
– Поступила. Кстати, то оборудования я так и не купила, оставила только то, что было. Стала выдавать кредиты под залог недвижимости или оборудования. Надо сказать, дела идут у меня прекрасно.
Яков впал в прострацию. Он автоматически кивал головой из стороны в сторону, то ли не соглашаясь, то ли просто горюя.
– Ну как сынок. Как ощущения, что тебя же родная мать из дома выставила? Не думал, наверное, что я могу такое сделать. Но сделала.
Так что собирай вещи и уматывай. Буду сдавать ее теперь. Надо же деньги отбивать! Она мне слишком дорого досталась.
Яков было закрыл дверь квартиры за собой, как Татьяна Петровна выглянула в коридор
– Мог бы и сказать «спасибо» матери!
– За что? – поражена спросил сын.
– За то, что погасила остаток твоих долгов. Теперь ты по настоящему свободный человек. Гуляй!
По материалам-Риэлтор не нужен!