Я все думаю об одной ситуации на философском факультете МГУ. Мы как-то
разбирали мудрецов на рефераты и "курсовики": все бились за Канта, Ницше,
Сартра, Камю и Хайдеггера, но никто не брал Спинозу. За что так не повезло
голландцу я не знал – не знаю и сейчас. Между тем перед нами незаурядная
личность мыслителя, такого философствующего Прометея из плеяды
философов-правдолюбов.
С этим шлифовальщиком линз общались многие знаменитости Европы. Позднее его
оценили Гете и Гегель. Он жил в Амстердаме и Гааге. Но не всякий решался
афишировать свою связь со Спинозой, Лейбниц вообще говорил, мол, знать
такого не знаю. Ремесленник пошел против Церкви, а это в середине 17 века не
шутки шутить.
Уже в юном возрасте (ну а когда же еще) он посмел самостоятельно толковать
Священное писание. Пытливом острым глазом правдолюба обнаружил там
нестыковки в событиях и противоречия в смыслах, и никогда от своих убеждений
не отказывался.
Церковь не осталась в долгу . Философ был евреем, его изгнали из иудейской
общины и предали анафеме.
За правду надо чем-то жертвовать – Спиноза был нищим, даже отказался ради
сестры от наследства. Правда, в Диогеновой бочке не сидел, тихо шлифовал
линзы, отчего слишком рано, в 44 ушел из жизни, наглотавшись стекольной
"пыли" при шлифовке оптических стекол для телескопов и микроскопов. Себя не
берег ни в борьбе за свои идеи, ни в мастерской.
История щедро вознаградила его и нашла ему место в пантеоне самых
выдающихся, великих философов мира. Возможно, Спиноза рано понял это, потому
и не дорожил своей жизнью.
Его идеи о Боге и Природе насколько просты, настолько и бесспорны.
Субстанция, находящаяся вне нас, является причиной самой себя. А Бог
бесконечен и бесконечно множество его атрибутов, он проявляется во всем, ибо
Бог – это Природа, а Природа – это Бог. И совершенство мышления определяется
мерой согласия с законами Природы. Тем более, в нашем арсенале три рода
познания: воображение, рассудок и интуиция – нельзя пренебрегать ни одним из
них. Значит, наши идеи чего-то стоят, когда они не против природного
начала.
Сегодня, когда человечество балансирует на грани экологической катастрофы,
страдая от пандемии, "штопая" озоновые дыры, утрачивая лес, загрязняя воздух
и океан, разве кто-то сможет опровергнуть странного голландца?
Может в этом и причина одного несколько деликатного обстоятельства.
Состоит оно вот в чем. Едва нам выпадет время на одиночество, как мы тут же
выпутываемся из дискомфортного состояния: начинаем есть, пытаемся открыть
картинку в своем мессенджере, набрать знакомый номер, включить компьютер,
телевизор или радио, наконец, отправиться в путь или вздремнуть – что
угодно, только не остаться наедине с собой.
Цитата нашего голландского провидца, философа и шлифовальщика стекол как
раз об этом.
Когда остаешься один, нужно точно знать, с кем ты остаешься.
Бенедикт Спиноза.
Может, человечество действительно столько уже натворило, что человек
интуитивно чувствует груз на своих плечах и ему становится страшно.
Страшно, что свобода, которая декларируется столетиями: это всего лишь
"осознанная необходимость", как утверждает все тот же Спиноза.
Вы, наверное, обратили внимание на подборку картин. Ничего странного. У
художника Виллема Куккука есть сходство со своим земляком философом.
Он прожил тоже короткую, но плодотворную жизнь – умер в 46, а Спиноза, как
вы помните, в 44. Бросил прибыльную и авторитетную должность городского
архитектора ради художественного творчества, как и Спиноза, отказавшийся от
благ земных ради философии. Был упорен в развитии идеи городского пейзажа, а
Спиноза проявлял упорство в создании божественного пейзажа. Наконец! Оба
обожали Амстердам, который их несомненно вдохновлял гулять по улочкам,
заниматься своим невыгодным но любимым делом: а значит найти себя
истинного.
Можем смотреть на этот удивительный город глазами Спинозы, представлять
его, идущим по улице и размышляющем о Боге и о людях.