О том, почему родителям давно пора менять приоритеты в обучении
ребенка.
Когда наша старшая дочь Варя пошла в школу, я сделала страшную ошибку,
которую исправляю до сих пор. Я заявила ей, что я была отличницей и того же
жду от нее.
Первые пару лет всё было нормально. Она прекрасно училась, отчитывалась о
своих успехах, все мы радовались ее пятеркам, гордились и т.д. Я даже не
проверяла ее тетрадки, не говоря уже о том, чтобы заглянуть в электронный
дневник.
Но однажды я взяла какую-то ее тетрадь, полистала и увидела закрашенную
карандашом тройку.
«Варя, это что?» – строго спросила я. Дочка заплакала и призналась, что
БОЯЛАСЬ, что я узнаю и буду ее ругать. Ладно бы четверка, но тройка! «Ты же
сказала, что я должна быть отличницей!»
Моя дочка боялась сказать мне, что у нее что-то не получилось в школе,
понимаете?!?! Я сама, своими руками выстроила между нами эту стену страха и
недоверия. И к чему бы это в итоге привело, не рискну даже представить, не
пролистай я ту злосчастную тетрадь.
Честно говоря, в тот момент я даже растерялась и не знала, что делать. Я
просто ее обняла, сказала, что люблю, и попросила мне больше никогда не
врать. И не бояться. И ушла в другую комнату – думать. И плакать.
А думала я о том, что я плохая мать и сделала всё не так. И
вспоминала…
Когда Варе было года два, в нашем доме из окна выбросился молодой человек.
И погиб. Он был не отсюда. Просто зашел в подъезд, чтобы вот так покончить с
собой. Я знала подробности этой истории, потому что работала тогда
журналистом и собиралась делать об этом материал. Но в последний момент
газета решила не публиковать. Хотя это не важно. Суть в том, что он,
отличник и гордость семьи, не поступил в институт и боялся сказать об этом
родителям. Предпочел умереть.
«Вот у меня никогда так не будет, – думала я тогда. – Что это за родители
такие».
Да… А Варя плакала, закрашивала тройку и боялась мне о ней сказать…
Вспоминала, как сын знакомых попал в сумасшедший дом, потому что папа с
мамой требовали от него пятерок, успехов, грамот, великого будущего и чтобы
им не было за него стыдно . В итоге нервы и психика парня просто не
выдержали. А самое страшное, что он не хотел возвращаться из «дурки» домой.
Потому что, как он признавался потом, лишь там он смог вздохнуть спокойно,
потому что в больнице от него не требовали быть чьей-то гордостью и
достигать каких-то высот. И не нужно было получать пятерки, чтобы его
ЛЮБИЛИ.
«И так у меня никогда не будет», – была уверена я.
А моя Варя плакала, закрашивала тройку и переживала, что не сможет стать
отличницей, как мама… Как ее дурная мама!
«Да, Варя, твоя мама была в школе отличницей. И институт закончила с
красным дипломом. Но самый главный свой экзамен – на умение быть хорошей
матерью – она сдала на твердую двойку… Да какую там двойку! На кол!»…
Нет, это я говорила не ей, а себе. И понимала, что нам теперь очень многое
нужно исправить. И в первую очередь мне – в себе.
Я вспоминала, как волновалась она перед каждой контрольной. Теперь я знала
– почему. Как переживала из-за четверок… И это было неправильное, нездоровое
переживание.
Не думайте, я не любила ее меньше из-за этих четверок и уж тем более из-за
этой закрашенной тройки. А в тот момент мне казалось, что я люблю ее даже
больше, чем всегда. Мне было так ее жалко, до слез! И вы не представляете,
как я ненавидела себя!
Я же точно такая, как те родители, чей сын выбросился из окна. И ничем не
лучше тех, чей оказался в больнице. И я уверена, что те люди не были
плохими, они просто хотели как лучше. Мы все хотим как лучше, но порой
делаем это очень неправильно.
Я сама, желая как лучше, своими руками, делаю несчастным своего ребенка.
Сама! Мою хорошую, любимую девочку! Которая моя первая помощница дома и так
старается угодить, поддержать, облегчить мою «многодетную» жизнь.
Как легко сделать ошибку и как сложно бывает ее исправить. Я много-много
раз потом говорила ей, что люблю ее не за оценки, да вообще не за что-то, и
всегда буду любить, что бы ни случилось! И что – ну ее, эту «отличницу».
Главное не пятерки. Главное – стараться, делать всё, что в твоих силах,
чтобы совесть была спокойна. А там будь что будет.
Я видела, что Варя сначала всё равно волновалась, когда получала четверки
(четверки!!!). А потом был момент, когда она расслабилась и решила, что эта
моя «смена парадигмы» означает, что можно и «подзабить» на учебу, потому что
мама «всё осознала» и ей за это ничего не будет.
К четвертому классу, слава Богу, всё выправилось. Ну есть у нас парочка
четверок, ну и что… Варюша даже как-то сказала мне: «Мама, помнишь, я
боялась, что ты расстроишься, если я не буду отличницей? Помнишь? Мне тогда
так тяжело было учиться! Я думала только об отметках! А когда мы с тобой
поговорили, мне стало так легко и интересно в школе! Представляешь?.. И
когда я вырасту, я хочу стать учителем начальных классов!»
Правда, недавно у нас были эти ГИА (или ЕГЭ) в конце четвертого класса,
смысл которых мне, честно говоря, непонятен. Как непонятно многое в нынешней
школьной программе. Варя очень волновалась перед каждым экзаменом и всё
спрашивала: «А если я не сдам, меня не переведут, да?» Вот зачем маленьким
детям вся эта нервотрепка, объясните?
А позавчера в Вариной школе был выпускной. Вручали грамоты отличникам. И в
конце ко мне по очереди подошли несколько человек и удивленно спросили: «А
что, Варя разве не отличница?» «Нет, не отличница!» – ответила я. И с
внутренним облегчением поняла, что мне совсем из-за этого не обидно. У меня
прекрасная, умная, добрая девочка, и главное, чтобы она была
счастлива.
Правда, Варя всё это слышала и потом спросила меня: «А что, это очень
плохо, что я не отличница?» (видимо, та моя ошибка всё же глубоко в ней
засела). «Нет, не плохо. Главное, что ты старалась, доченька!»…
В сентябре идет в школу наша вторая дочка, Соня. Я так надеюсь не повторить
с ней таких ошибок… И так боюсь их повторить… Но главное – я поняла, что
ругать за оценки нельзя. Нужно любить, помогать, поддерживать, верить в
ребенка, в любого. И делать так, чтобы он верил в нас – в маму и папу. А не
боялся.
И еще об этих оценках… Кто-то пишет, что их вообще не нужно ставить. Я не
знаю. Есть, наверное, дети, которым они необходимы. Необходимо что-то, что
демонстрировало бы, чего они достигли или над чем нужно работать.
Помню, в моем классе был мальчик-троечник по всем предметам, кроме
математики и чего-то еще… В этом он был гений. Он решал задачи какими-то
нереальными им же открытыми методами. За что математичка тоже периодически в
воспитательных целях «впаривала» ему тройбаны, но она его обожала. И
приводила в пример отличникам. «Вот вы такие умные, всё по программе, всё
прилизано, а у него МОЗГИ! Такие мозги! С подподвывертом! А у вас шаг
вправо-влево от программы – и всё, потерялись». Он и поступил легко куда-то
в математический.
А помню еще круглого двоечника. Это было в старших классах в Африке, в
школе при посольстве. Парень был вообще страшной городской шпаной и
«родительским крестом». Но он «шарил» в технике таааак! Разбирал и собирал
по запчастям не только компьютер, но вообще технику любой сложности. К нему
обращались за помощью все. Что с ним стало потом, не знаю, мы уехали.
Я знаю точно, что отметки – не показатель. И к ним нужно менять наше,
родительское отношение.
Автор: Елена Кучеренко
Иллюстрация: Нино Чакветадзе