О безусловной любви, которую нельзя сымитировать...
Воспитание и обучение детей — его истинное призвание. Великий педагог Шалва
Амонашвили, автор концепции гуманной педагогики, однажды задал на семинаре
учителям вопрос: «Представьте себе ситуацию, вы проводите урок в четвертом
классе, и заходит ребенок, который опоздал на 20 минут. Ваши действия?»
Учителя начали предлагать разные варианты: «Выйди из класса», «Давай
дневник», «Садись на свое место, поговорим после урока»… Но Шалва
Александрович не был удовлетворен.
Он сказал: «Когда ребенок зашел, я бы от всего сердца сказал: «Здравствуй,
чадо мое, пожалуйста, проходи, садись, мы не могли начать без тебя урок, мы
тебя ждали». Это называется безусловная любовь, это нельзя сымитировать.
Если он опоздает и на второй день, я с еще большей любовью скажу:
«Здравствуй, чадо мое любимое, я так ждал тебя, проходи скорей, садись. Мы
без тебя не могли начать урок».
И вы знаете, если вы так сделаете три, четыре, пять раз, ребенок перестанет
опаздывать. Потому что он реагирует только на чистый импульс любви. И если
он чувствует, что его где-то любят, он не будет туда опаздывать больше. В
этом психология ребенка: если он чувствует, что его где-то безусловно любят,
его греют, он там ценен, его уважают как личность, он никогда туда больше
опаздывать не будет».
Сам же Шалва Амонашвили до седьмого класса был двоечником, а школу окончил
с золотой медалью. Его отношение к учёбе изменила новая учительница по
грузинскому языку, которая относилась к детям с интересом и уважением.
Личность ребёнка стала центральным понятием концепции гуманной педагогики,
которую разработал Амонашвили.
А в завершение несколько цитат великого педагога о любви, воспитании и
школе:
***
«Классическая педагогика — Ушинский, Песталоцци, Корчак, Макаренко,
Коменский — выращивает духовность в творческом взаимодействии взрослого и
ребенка. А сегодня зачастую педагогика авторитарная, принудительная,
основывается на кнуте и прянике: ребенок хорошо ведет себя — поощряют, плохо
— наказывают. Гуманная педагогика ищет такие пути, чтобы меньше было
конфликтов и больше радости. Меньше отупления, больше успеха».
***
«Ни в одном учебнике по педагогике нет слова «любовь». Получается, детей
авторитарно воспитывали в школе, вуз это только подкрепляет, и они
возвращаются в школу уже учителями с теми же настроениями. Молодые учителя —
как старые люди. А потом вот пишут: «Как сделать, чтобы ребенок не мешал на
уроке?» Есть учителя от Бога. Их не испортишь. Но таких один-два в каждой
школе, а иногда даже нет совсем. Сможет такая школа раскрыть ребенка до
глубины его задатков?»
***
«У школы сегодня нет цели. В советской школе она была: воспитывать верных
строителей коммунизма. Может быть, дурная была цель, и не получалось это, но
она была. А сейчас? Как-то смешно — воспитывать верных путинцев, зюгановцев,
жириновцев? Мы не должны обрекать наших детей на служение какой-то партии:
партия сменится. Но тогда для чего мы воспитываем наших детей? Классика
предлагает человечность, благородство, великодушие, а не набор знаний. А
пока мы просто обманываем детей, что их готовим к жизни. Мы их готовим к
ЕГЭ. И это очень далеко от жизни».
По материалам:
takprosto.cc,
Избранное