Самый жестокий и красивый фильм о любви в СССР - Brainum

воскресенье, 5 июля 2020 г.

Самый жестокий и красивый фильм о любви в СССР

 



О любви можно сказать по-разному. Даже очень страшно. Кинокартина «Романс о влюблённых» - это вообще отдельная песня. Причём, реально песня. Поэзия, полёт, аромат полевых цветов, солнечность и ветер. В первой серии. Когда есть Любовь с большой буквы Л. Герои фильма — обычные советские ребятки — Сергей и Танечка — разговаривают не прозой, но каким-то белым стихом. Нет, это совершенно другое — это речи персонажей старинных пьес. То есть, язык, на котором никто и никогда по сути не разговаривал, кроме литературных возлюбленных.

Мир любви - это царство поэзии, цветов и воздуха.

Мир этой хорошенькой полу-хиппи (а многие красивые и модные девушки образца-1974 — были немножечко хиппи) находится в потоке невыразимого счастья — поэтому авторам приходит в голову дать ей повадки, голос, мысли некоей принцессы эпохи Ренессанса. Хиппи - Принцесса. К слову, в 1970-х многие художники эксплуатировали темы Боттичелли и Рафаэля, рисуя своих натурщиц (доярок-студенток-учительниц-etc) в виде нежных дев из итальянских палаццо XV столетия. Елена Коренева — этакая Юность во плоти. Чарующее дуновение.


Глядя на это пиршество весенней младости, вспоминается фраза из Шекспира: «Ведь женщины – как розы: расцветут - и блекнут через несколько минут». Мальчик — тоже очарователен. Евгений Киндинов — настоящее выражение мужской красоты 1970-х — высок, строен, с выразительными глазами. И - с непременной гитарой. Несётся голос Александра Градского, воспевающего вечность: «Пусть плывут века словно облака любви не будет конца!» Мотоцикл, букет, утренние улицы. Интересно, что «высоким слогом» тут говорят не только влюблённые, но и — родители, посторонние люди, и вообще весь мир.


Любая обыденность превращается в сказку, легенду, фантастику...

«Здравствуй, новый день!» - говорит в окно герой Иннокентия Смоктуновского. Никакой тривиальности. И вот — проводы в армию. Сергей, попадая в экстремальную ситуацию и спасая людей, погибает. Вернее, официально считается, что он погиб... И здесь кончатся поэтика. И весна. И благоухание. Таня, честно проплакав положенное ей время, выходит замуж за хорошего, надёжного и ...нелюбимого парня — Игоря Волгина. Типичная ситуация. И жестокости пока не больше, чем в каком-нибудь ином фильме, где умирает (или все думают, что умер!) дивный жених и ему на смену приходит мужчина-«поддержка».


Мир без Любви становится деструктивным.

И вот вторая серия — она кардинально отличается от первой. Куда-то уходят изысканные выражения, песни, солнечность. О, потом даже цвет исчезает. Перед нами — чёрно-белое, обыденно-бытовое кино. Вместо запаха ветра — запахи производственной столовой. Произошла символическая смерть героя, попадание его в некий ад. Сергей женится на неинтересной ему женщине, работающей в той самой столовке. Люда не виновата в том, что парень попал в ад — она просто часть этого ада. Бытовуха, унылость, бессмысленность.



Попытка быть счастливым с обычной бабой...

Не виновата жена и в том, что она — не весна Боттичелли. Она мудрая по-бабьи, по-простому. Потом рождается ребёнок. Всё-как-у-всех. Никакого ужаса. Но в этом отсутствии кошмара и таится инферно. А потом что-то щёлкает. Когда Сергей говорит нелюбимой, но — важной и нужной для него Людмиле: «Посадим деревья, прилетят птицы и будет красиво». В комнату врывается свет. И супруга, укачивающая ребёнка, становится — внезапно! - тоже похожей на герцогиню эпохи Ренессанса, ибо актриса Ирина Купченко удивительным образом умеет переходить от бабства к возвышенности. От тётки - к Мадонне Рафаэля.

И происходит возвращение в рай — откуда-то появляется негромкая, спокойная музыка; люди за столом из серой массы превращаются в индивидуумов с распахнутыми глазами. Сергей отдёргивает бело-прозрачные занавески и вместо унылого «раЁна» видит иллюзию полёта. В чём жестокость этого фильма? Он показывает чудовищную ломку человека, лишённого Любви. Зрителя ломает вместе с героями. Бьёт по мозгам. И - как гениально! Андрон Кончаловский мог бы снять только этот фильм и всё равно оставить свой след...


Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
© Copyright 2017 Brainum. Template Designed by Bloggertheme9.