понедельник, 7 августа 2017 г.

Аюрведа: здоровье зависит от уровня духовного развития

 



Слава Богу, Аюрведа, как и иные традиционные холистические системы знаний о здоровье человека, становится все популярнее в нашей стране. Книжные магазины изобилуют популярной литературой по «науке о жизни», выходят в свет телевизионные и радио программы, знакомящие широкую аудиторию с основными терминами этой науки, в магазинах появился достаточно широкий ассортимент целебных аюрведических продуктов.



Однако в подавляющем большинстве популярных источников информации, упускается одна очень важная, а по моему мнению, — важнейшая особенность Аюрведы: взгляд на тело человека как на обитель души. Кроме того, к моему сожалению, Аюрведу нередко именуют «индийской медициной», что на мой взгляд неверно по сути. Аюрведу от медицины, во всяком случае в современном ее виде, отличает, прежде всего, то, что ответственность за здоровье человека возлагается на… самого человека. А не на врачей, таблетки, операции и прочие вмешательства извне.

Давайте обратимся к Чарака Самхите, одному из основных первоисточников по Аюрведе, чтобы пролить свет на несправедливо оставшиеся в тени концепции этой науки. К сожалению, этот текст не переведен полностью на русский язык, поэтому цитировать его я буду в своем переводе с английского.

«Что наша жизнь?»

Чарака Самхита провозглашает Аюрведу «священнейшей из наук», так как «Аюрведа заботится не только о настоящей жизни человека, но и последующей (или неземной)». Слово «аюрведа» — в переводе с санскрита означает «наука о жизни». Как же тексты определяют предмет аюрведы? «Термин «аю» (жизнь) обозначает комбинацию тела, органов чувств, ума и души» 



Вот первооснова Аюрведы, ускользающая из популярной литературы на русском языке. Понимание, что жизнь человека — это жизнь души в теле. «Ум, душа и тело — едины; эта комбинация лежит в основе мироздания. Именно для этого триединства Аюрведа была дарована миру».

Соответственно, здоровье и благополучие человека находятся в зависимости не только от гармоничного функционирования всех систем физического тела человека, но и от того, что происходит с человеком на духовном уровне, то есть как живется в этом теле его душе.

Психосоматика: назад, в будущее!

В таком свете ставшее модным в последние пару десятилетий слово «психосоматика» приобретает иное значение, а именно буквальное: «психо» в переводе с греческого — «душа», а «сома» — «тело». И только в этом контексте совершенно логичной выглядит шлока о практиках, предотвращающих психосоматические заболевания:

«Следует оказывать уважение Богам (мой вариант — молиться), коровам, браминам, предкам, пожилым, святым и учителям; совершать религиозные таинства» (строго по тексту только ведический ритуал, это мой вольный перевод) «дважды в день; регулярно очищать все выводящие пути и ноги; своевременно стричь волосы и ногти, а также бриться; носить хорошую одежду, причесываться и использовать ароматы. Также следует регулярно умащать маслами голову, уши, ноздри и стопы, использовать благовония, быть радостным, улыбаться, делиться и жертвовать, участвовать в религиозных церемониях, проявлять дружелюбие ко всем живым созданиям, осуществлять миротворчество, проявлять милосердие, толерантность и готовность пойти на компромисс, искоренять привязанности и ненависть.» 

Как же проявление уважения к Богам и коровам влияет на здоровье человека? Никакой мистики. Если человек осознает свое место в системе мироздания, то есть поддерживает связь своей души с Богом и ко всему живому относится как к частице того единого организма, клеткой которого является сам, то его образ жизни выстраивается самым здоровым образом.
В здоровом теле здоровый дух?



Пожалуй, в контексте Аюрведы это крылатое выражение следует перефразировать: «здоровому духом — здоровое тело». Аюрведа исходит из первичности духа, а не тела, хотя и занимается поддержанием здоровья именно физического тела. Информация к размышлению: «нигилизм (материализм) — худший из грехов. Тот, кто не верит в существование души и думает, что все происходит случайно, не в состоянии принять ни один источник знания». Интересно также, что врожденные заболевания рассматриваются в текстах по Аюрведе как кармические, или, говоря по-русски, отражающие опыт и задачи души в этом теле.

Слово «здоровье» на санскрите — «свастха», где «сва» — «свой», а «стха» — «место». Таким образом, санскритский термин «здоровье» означает быть на своем месте или быть самим собой. И Аюрведа дает детальную карту, следуя которой, человек не собьется с пути к самому себе.

Первый и самый важный шаг на этом пути — это осознание, для чего нам нужно здоровье. «Состояние абсолютного здоровья необходимо человеку для исполнения своего долга (дхармы), для принесения жертв и отдания долгов предкам, Богам и родителям (артха), а также для поддержания тела — нормального сна, еды, физической нагрузки, регулируемого удовлетворения чувственных порывов и т. д. (кама). Дхарма, артха и кама способствуют контролю ума ведут человека к достижению мокши (освобождения)».

Соответственно, здоровье — это не самоцель! Здоровье нашего тела — это дар жизни, самого Бога, и его надо беречь, чтобы следовать своей дхарме, то есть выполнять свое предназначение. И только когда мы начинаем на практике наполнять смыслом слова «здоровье» свою повседневность, мы обретаем благополучие, хорошее самочувствие и энергию для решения своих задач в этом мире.

Однако «душа изначально лишена патогенетических факторов (дош)», поэтому целью Аюрведы является «поддержание равновесия тканей тела». Почему же храм свободной от патогенетических факторов (или дош) души страдает от возникающих тут и там различных дисбалансов?

Причинами заболеваний, как физических, так и ментальных, согласно Чарака Самхите, являются «неправильное использование, неиспользование или переиспользование времени, своих способностей и возможностей, а также органов чувств». Таким образом, можно сделать вывод, что болезнь — всегда побуждение к размышлению о соответствии образа жизни возможностям тела и потребностям и задачам души.

Это не означает, разумеется, что болезнь тела следует лечить размышлениями о смысле жизни. Тем не менее, такие размышления помогают и дают правильную мотивацию для выполнения рекомендаций врача по коррекции образа жизни и питания.



Анализ + синтез = жизнь

Согласно Аюрведе, основу тела человека составляют «доша, дхату и мала», то есть «патогенетические факторы, ткани и нечистоты». Безусловно, в рамках этой статьи невозможно, да и нецелесообразно, разбирать подробно каждый из этих элементов. Важно лишь понять принцип — анализ, то есть разделение целого на составляющие, в Аюрведе всегда предшествует синтезу — то, есть соединению, обозначению взаимосвязей и взаимозависимостей элементов единой системы. Так же, как в жизни, в природе. При пищеварении, например, белки расщепляются до аминокислот, а углеводы, до моносахаридов, а из них уже синтезируются те вещества, из которых строятся ткани нашего тела.

Это очень важно понимать, когда речь идет о первоэлементах и том, как они формируют доши. Доктор А. Г. Мохан, в своей книге «Йогатерапия» говоря об Аюрведе пишет: «идея не в том, что мы выделяем 5 первоэлементов, которые имеют определенные качества, а в том, что бесчисленные качества и свойства предметов окружающего нас мира для удобства можно сгруппировать по этим пяти категориям. Мы называем их по примеру самых распространенных вещей, в которых эти свойства наиболее ярко проявлены. Например, мы говорим, что в масле преобладает элемент воды. Однако мы знаем, что масло даже не растворимо в воде. Что же мы имеем в виду? То что, у масла, как и у воды, есть свойства текучести и клейкости. Чтобы работать с качествами и функциями человеческого тела, нам необходимо сгруппировать их таким образом, каким они соотносятся в теле, а не во внешнем мире. Соответственно, Аюрведа группирует эти свойства по трем категориям, отражающим взаимодействие свойств и их функцию в теле».

Более того, Аюрведа также выделяет так называемые «доши ума»: раджас (страсть) и тамас (апатия). Кстати, уже набившее оскомину слово «доша» обозначает, выражаясь на смеси латыни и греческого, патогенетический фактор, то есть возможную причину возникновения страдания.

При этом любое состояние пациента рассматривается в единстве состояния ума и тела. При любой конституции человеку будет свойственно стремление к здоровому образу жизни, если его ум свободен от колебаний между раджасом и тамасом, то есть находится в саттвичном состоянии. «Саттва — это разум, регулирующий состояние тела, посредством связи с душой». И наоборот — если тело человека заболело, то сигналы, которые оно посылает в мозг в виде тяги к определенной пище и деятельности, искажены (ум подвержен либо влиянию раджаса, либо тамаса), и, следовательно, прислушиваться к ним в таком состоянии не следует, а следует опираться на знание.

Врач, опираясь на знание, дает рекомендации пациенту учитывая его уникальное состояние в данный момент, в данном месте, в данных обстоятельствах. Специфику же состояния человека врач оценивает анализируя, какие системы организма дают сбои и по какой причине, а также прослеживая и понимая взаимосвязи отдельных элементов жизни пациента: его конституциональных особенностей, питания, режима дня, характера трудовой деятельности, двигательной активности, а также его ментального состояния. То есть по сути, врач концентрируется во многом на материальной стороне жизни, не упуская из внимания, однако, что материальное, или внешнее, — есть отражение внутреннего.


Прикладная наука

Подведем итог. Аюрведа — наука очень практичная. Описывая закономерности функционирования человеческого организма, выделяя общее, она в то же время призывает к осознанию того, что каждый человек абсолютно уникален. Что и говорить, ведь даже отпечаток пальца каждого из нас неповторим! Это связывается не только с уникальным сочетанием свойств первоэлементов в теле человека, но так же и с опытом души, гостящей в его теле.

Аюрведа как наука о жизни, а не только о здоровье, не возводит здоровье в ранг самоцели, а напротив — призывает помнить, что здоровье человеку необходимо для того, чтобы его душа могла в полной мере осуществить стоящие перед ней в этом воплощении задачи.

Прикладной характер Аюрведы отражается и в том, что средствами лечения заболеваний, в первую очередь, являются, образ жизни и диета пациента, а следовательно — то, что полностью лежит в сфере его личной ответственности. Никто и никогда не сможет за самого пациента изменить его образ жизни и характер питания. Все в наших руках!
Рецепт здоровья

Чарака определяет болезнь как дукху, то есть страдание. Очевидно, что каждый из нас хочет уменьшить проявления дукхи в своей жизни. Этим и обусловливается стремление к здоровью и благополучию. Чарака Самхита дает следующие рекомендации по сохранению идеального здоровья:

«Следует придерживаться умеренной и разумной диеты и образа жизни, предпринимать только хорошо обдуманные действия, не привязываться к удовольствиям получаемым от органов чувств и объектов внешнего мира, следует заниматься благотворительностью, быть объективным, честным и всепрощающим, а также служить людям, обладающим Знанием.»