среда, 5 июля 2017 г.

Психосоматика нездоровья

 


Чем на ваш взгляд является здоровье? Наградой, обычным и естественным состоянием или постоянным трудом над собой?

Как показывает моя личная многолетняя практика и о чём свидетельствуют современные научные данные, так это то, что здоровье — не данность, но целенаправленный ряд усилий по его поддержанию и если необходимо восстановлению, которая во многом зависит от собственного мировосприятия. 

Но если добавить к слову здоровье частицу «не», то мы получим не столько болезнь, сколько отсутствие здоровья в ожидаемой форме. Иными словами, нездоровье — это переходная фаза между здоровьем и болезнью. Обратив внимание на психологические факторы, способствующие нездоровью, мы предупреждаем развитие более серьёзных и системных нарушений.



В данной статья я детально рассматриваю зависимость нашего здоровья от психологических и эмоциональных факторов, которые в начале прошлого века легли в основу науки с ёмким названием психосоматика. Причём, по статистике, это не менее 80% заболеваний, в которых психический или психологический фактор сыграл решающую роль в их возникновении.

БОЛЕЗНЬ И ПСИХОСОМАТИКА

Что есть болезнь с точки зрения официальной медицины? «Болезнь — это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни, и его способности поддерживать свой гомеостаз. Является следствием ограниченных энергетических и функциональных возможностей живой системы в противопоставлении патогенным факторам». И в этой трактовке нет ни слова о человека и его разумной деятельности, но лишь роли статиста в системе органов — организм.

Но с точки зрения психосоматики, болезнь — это сигнал человеку о том, что ему необходимо обратить внимание на психоэмоциональные причины её возникновения и восстановить природное равновесие.

Не секрет, что ещё большинство из нас находится под влиянием разрешённой медицинской науки, решающей, что хорошо для нас, а что нет. Причём делает это она, рассматривая не с позиции здорового генезиса, требующего лёгкой корректировки, но патогенетически, усматривая во всех нарушениях сугубо физический аспект: возбудитель/болезнь. 



Более 150 лет назад в 1861 г. один из основоположников натуральной гигиены Р. Тролл писал: «…система лекарственной медицины ложна, неверна с философской точки зрения, абсурдна с научной, враждебна природе, противоречит здравому смыслу, катастрофична по результатам, она проклятие для человеческого рода».

А что изменилось с тех пор? Иными словами, мы являемся для традиционной alma mater лишь телом, причём неразумным и не способным к самовосстановлению без грубого фармакологического и/или хирургического вмешательства. 

Роль психики и её эмоционально-чувствующей составляющей для такого ортодоксального взгляда, это намеренно игнорируемая роль, ибо тогда её методы просто кощунственны и заведомо вредны (как предупреждение на сигаретах — побочные эффекты большинства лекарственных средств).

Но, это нисколько не смущает традиционную школу, ведь она узаконена, а её армия настолько многочисленна и непоколебима, что отдельные голоса протеста — не в счёт.

НО даже одинокий голос, обращающий нас к истинной ЭТИОЛОГИИ — ПЕРВОПРИЧИНЕ — это ГОЛОС РАЗУМА, который не навязывает и не заявляет категорично, НО уверенно, ибо знает ИСТОКИ, и не вуалирует их, а наоборот снимает пласт за пластом ветхие страницы ошибочных теорий и фрагментарных знаний, чтобы дойти до истинной СУТИ.



И эта СУТЬ — целостность, холистичность, интегральность нашей природы ПСИХИЧЕСКОГО и СОМАТИЧЕСКОГО с доминированием ПСИХИЧЕСКОГО/УМСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО над ТЕЛЕСНЫМ.

И эта суть — не для избранных, НО для желающих изменить ПАРАДИГМУ БОЛЕЗНИ — для начала на естественный баланс ЗДОРОВЬЯ — НЕЗДОРОВЬЯ, а затем и на всевозрастающую гармонию. 

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ И ИХ СВЯЗЬ С ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМОЙ

По мнению Франца Александера, тип психосоматического заболевания определяется типом неосознаваемого эмоционального конфликта: «эмоциональные воздействия могут стимулировать или подавлять работу любого органа». Кроме того, наличие или отсутствие болезни зависит не только от эмоциональных, но также и соматических (телесных) факторов, ещё недостаточно выявленных, к примеру, генетических.

Что особенно ценно, на мой взгляд, в психосоматическом подходе, так это то, что он предлагает понимание организма, как целостного механизма. А это роднит его с холистической и интегративной медициной.



Более того, Александер сделал важное заявление, исследовав гипертиреоз (гиперфункцию щитовидной железы): «эндокринные железы оказывают определённое воздействие на психические процессы».

А если бы современная традиционная наука признала существование эфирного тела с разветвлённой сетью центров/чакр и нади/меридианов, то функция желёз была бы более понятной и управляемой.

На своём аудио уроке «Чакры и эндокринные железы: активация и координация. Связь с тонкими телами и болезнями» я подробно рассказываю, как 7 главных желёз являясь экстернализацией эфирных центров или их внешним, физическим аналогом, взаимодействуют между собой. В частности, «питаясь» от астрального тела, железы указывают на эволюционную точку достижения человека, его природу и степень развития сознания. Кроме того, железы оказывают как физиологическое, так и психологическое действие на личность и ее внутренние и внешние контакты и связи, приводя к различным психосоматическим реакциям.

А в в цикле материалов «ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА: НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ» я подробно останавливаюсь на связи эндокринных органов с их тонкими соответствиями – системой чакр. Это и СЕЛЕЗЁНКА: ИММУННЫЙ ОРГАН ИЛИ «ПРАНИЧЕСКАЯ ЖЕЛЕЗА»? и СКРЫТЫЕ ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ и ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА: ЗНАКОМАЯ НЕЗНАКОМКА и СЕКРЕТЫ ШИШКОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ и СЕРДЕЧНЫЕ ТАЙНЫ: ТИМУС И АНАХАТА и«НЕИЗВЕСТНЫЙ» ГИПОФИЗ.

А сейчас я сделаю небольшое отступление, ибо оно, так или иначе, подводит психосоматику к эзотерическому знанию.



ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

У большинства ныне живущих на планете людей, именно эмоции, а не глубинные переживания души лежат в основе их реакций и взаимодействия с внешним миром. Связано это с тем, что современное человечество в своей массе эмоционально поляризовано.

А это означает, что управляет ими сексуальный центр через вожделение, эмоциональный/ пупочный центр через страх и его вариации и центр солнечного сплетения через гнев, недовольство и необузданную жажду желания.

Однако в виду усиливающегося влияния/активности сердечного центра безусловной любви, происходит трансформация негативных эмоций и перенос активности из трёх низших центров/чакр живота в верхние центры. Безусловно, это не одномоментный процесс. Но многие люди уже подспудно чувствуют его влияние через возросшую эмоциональную/чувственную активность, которая требует не только выхода, а и эмоционального исцеления/преображения.



Причём не все эмоции нуждаются в трансформации. Ведь существуют фундаментальные и базовые, негативные и позитивные эмоции, ткущие полотно нашей жизни неоднородно и многообразно.

Я же остановлюсь на тех, которые детально исследованы в психосоматике и приводят организм человека к стрессовым состояниям, подобным увольнению с работы, расставанию, смерти близкого человека, и многому другому.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

психосоматика нездоровья

Если стресс и депрессия у человека переходят в затяжные формы, то вероятно, что в скором времени такое нездоровье передаст эстафету психосоматическим заболеваниям.



Однако в возникновении болезней не всегда «виновны» негативные эмоции. Содействуют нездоровью также и эмоции с позитивной направленностью, которые в силу различных причин личностного и социального характера человек не всегда может выразить. То есть, любое сдерживание и подавление радости и удовольствия в сути своей чревато теми или иными соматическими нарушениями. Так, например, когда человек не позволяет себе активно проявлять и выражать эмоционально самые интимные и сакральные переживания, они «ударяют» по областям, отвечающим за их ретрансляцию. При этом возникают проблемы в сексуальной жизни через блокировку сексуальной энергии и неспособность проявлять любовь в полной гамме чувств.

А теперь несколько слов о динамике развития психосоматических нарушений. Первичный психологический дискомфорт, в результате его постепенного нарастания, впоследствии приводит к учащающимся болезненным реакциям и симптомам: колебаниям давления, хронической усталости, утрате цели и смысла жизни.

Любые эмоции подавления, излишнее переживание и реагирование, вызывают соответствующую защитную реакцию тела. При этом образуется мощный мышечный «корсет напряжения», сжимая человека словно панцирь, понижая общую психофизическую мобильность и вызывая ощущение зажатости, скованности и пониженной стрессоустойчивости. В условиях нарастающего напряжения этот «корсет» твердеет, а при расслаблении – смягчается. Возникновение зон постоянного хронического напряжения в теле приводит к функциональным нарушениям психосоматического характера.

Способ реагирования человека на те или иные эмоциональные состояния и конфликты, зависит от его характерологических особенностей, темперамента, степени осознанности и уровня духовности.



Однако между характером и предрасположенностью к определённому заболеванию может находиться промежуточное звено — специфический образ жизни, к которому склонны люди с определённым характером. Так, если у них наблюдается склонность к профессиям с высоким уровнем ответственности, то причиной заболевания могут стать профессиональные стрессы, а не свойства характера.

Эмоциональные конфликты, по мнению Александера, которые пациент не может разрешить, часто оказывают деструктивное воздействие на вегетативные функции. Обычно именно так впервые появляются соматические симптомы: в младенчестве, в латентный период или в юности. Они редко проявляют себя во взрослом возрасте.

Поэтому очень важно тщательно рассматривать период детства и юношества в формировании стойких поведенческих паттернов, формирующих то или иное психологическое реагирование.

Но, так или иначе, как я уже говорил выше болезнь — это сигнал, маяк, предупреждение человеку о том, что ему необходимо обратить внимание на истинные причины его недомогания, образованные конфликтом «психика — тело» и неспособностью тела «переваривать» данную конфронтацию.

НЕВРОТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Как свидетельствует основоположник онтопсихологии Антонио Менегетти: «любая болезнь подразумевает внутрипсихическую конфликтность невротического характера».



Как тут не согласиться с Карен Хорни, ученицей Фрейда, утверждающей, что все мы невротики, правда классифицированные и распределённые в три группы:

1) от людей/индивидуумы/отшельники;
2) к людям/»социально обусловленные»; 
3) против людей/негативно поляризованные, манипуляторы всех мастей. 

Но, так или иначе, невроз — не приговор, а степень вовлечённости нашей психики в соматику тела. И в этом смысле любая болезнь – это возможность избавления от неосознаваемых поведенческих моделей, разрушающих наше и без того довольно шаткое здоровье.

Подумайте о том, что возможно отравляет вам жизнь: негативное мышление, эмоциональная неустойчивость, завышенные требования, агрессивность, незрелость жизненных программ, инертность, обидчивость, отсутствие любви?

Попробуйте мысленно увидеть себя со стороны: насколько вы привлекательны, приветливы и общительны; заняты ли вы любимым делом?

Если вас что-то не устраивает, то вносите необходимые изменения до тех пор, пока не добьетесь нужного результата.



СТРАХ И ГНЕВ КАК ЭНЕРГИЯ БОЛЕЗНИ И/ИЛИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ

В основе всех автоматических первичных реакций личности, часто именуемых инстинктами, лежат две главные — страх и его активная, решительная сторона — нападай/действуй/трансформируй/изменяй и пассивная — прячься/скрывай/убегай/вытесняй/подавляй и гнев/недовольство с аналогичным активным и пассивным началом.

И та, и другая психотелесная реакция обусловлена биохимией тела, автоматизмом ума желаний с привычным для него набором алгоритмов реагирования.

В зависимости от психотипа личности, жизненных условий и степени их давления, срабатывают те или иные паттерны, которые усиливают или ослабляют невротизацию личности, приводя к психосоматическим заболеваниям, трудностям и конфликтам коммуникативного и поведенческого характера.

Поэтому, во всех без исключения личностных испытаниях есть движущая сила изменения — катализатор необходимых преобразований через действие/опыт, как необходимого эволюционного фактора преодоления собственных несовершенств.



СТРАХ И ГНЕВ

Отсюда следует, что и собственный гнев или недовольство собою, и глубинный страх, в основе своей целительны, то есть, являются прямым указанием к достижению целостности. Однако, как показывает практика, на деле всё с точностью наоборот: детские страхи недовольство, проецируемые родителями и социумом закрепляются, вербализуются и продолжают неосознанно доминировать над растущей и развивающейся личностью, приводя к всевозможным страданиям.

Но в сути своей, и страх, и гнев всё те же: с неизменным источником происхождения, вобравшим в себя на жизненном пути такое количество сопутствующих комплексов, стереотипов и ментальных искажений, что порою создаётся впечатление о возникновении новых и новых вариациях и формах эмоционально-ментальных и телесных блокировок.

Исходя из вышесказанного, все дороги наших личностных проблем ведут в ДЕТСТВО, которое можно и нужно изменять, извлекая «повреждённые первичных страхом и гневом ленты памяти» и создавая новые временные линии.

На практике данное телесное и психическое преображение позволяет изменить первичный деструктивный алгоритм реагирования, который больше не выполняет полезной, обучающей роли, но лишь сковывает личность в её стремлении к самоосознанию и единению с духовным началом.



P. S.

Главный секрет, тщательно скрываемый от нас, заключается в том, что всё есть Свет. Любая болезнь, недомогание, дискомфортное состояние или психологический конфликт — это отсутствие света, просветляющего тёмные/неясные фрагменты тела, индивидуального опыта, взаимной коммуникации.

Второй, не менее вуалируемый от нашего осознания секрет — это способность нашего тела продуцировать собственный фотонный свет клетки («огни трения», как называет его эзотерическая наука), а значит исцелять себя. Причём совершает данное исцеление оно автоматически так часто, что мы должны воздвигнуть нашему телу «памятник нерукотворный».

Однако достаточно нашего ежедневного кратковременного участия или взаимной коммуникации через обратную связь, ибо тогда наше сознание соединяясь с неосознаваемым/бессознательным очищает наше подсознание/пережитой опыт/травмы, устраняя тем самым психические и телесные ограничения, мешающие почувствовать себя здоровыми, самодостаточными и гармоничными существами. Чего я всем нам и желаю!