вторник, 13 июня 2017 г.

Как любовь формирует мозг ребенка?

 



Английский психотерапевт и психоаналитик, Сью Герхардт, на основе собственных многолетних наблюдений и практики, а также исследований других ученых, написала книгу, в которой объяснила, как самый ранний опыт человека влияет на развитие его мозга. Она показывает, как отношения ребенка с родителями воздействуют на формирование его способности справляться со стрессом, на его эмоциональное благополучие и взаимоотношения с другими людьми. Приводит доказательства того, что неблагополучные отношения в детстве могут привести к возникновению таких состояний, как анорексия, зависимости разного рода и психические расстройства, антисоциальное поведение.

Как любовь формирует мозг ребенка?

Сью Герхардт пишет о том, что основы эмоциональной жизни человека начинают закладываться еще во время беременности и в течение первых двух лет жизни ребенка. Именно в период младенчества наиболее интенсивно происходит процесс развития физиологических и духовных систем человека, когда мы впервые испытывает чувства и учимся тому, что с ними делать, вырабатываем механизмы реагирования на стресс и способы взаимоотношений с людьми. Ключевым моментом является то, что младенец развивается во взаимодействии с другими людьми, как правило, родителями или другими постоянно ухаживающими за ним взрослыми.


Говорит Сью Герхардт и о важности надежной привязанности для благополучного развития ребенка, о том, что, прежде чем почувствовать себя самостоятельным и способным к саморегуляции, человеку необходимо получить достаточным опыт зависимости. У ребенка, чьи потребности своевременно не удовлетворяются заботливым родителем, формируется ненадежная привязанность, не позволяющая ему гармонично развиваться.

Родитель – регулятор для незрелой психики малыша.

Младенец нуждается во внимании взрослого, который адекватно отвечает на чувства малыша и помогает ему вернуться в комфортное состояние. Маленьким детям жизненно необходимо, чтобы рядом постоянно был эмоционально-доступный взрослый, замечающий чувства ребенка и готовый помочь регулировать их. Получая такую помощь на раннем этапе, со временем ребенок научится успешно справляться со своими чувствами самостоятельно. Если же младенец не получал достаточной помощи в регуляции, он становится человеком, которому сложно справиться со своими состояниями.

Нельзя оставлять младенца плакать и справляться со своим состоянием в одиночестве, это оказывает губительное воздействие на его развивающийся мозг (подробнее о том, как вести себя родителям, если младенец плачет, читайте здесь).

Очень важна способность родителей правильно распознать эмоциональное состояние ребенка и назвать его. Это поможет ребенку научиться понимать свои чувства и выражать их с помощью слов, снимая эмоциональное напряжение.

Если родители не принимали «негативные» чувства ребенка, такие как гнев, злость, печаль, то человек будет подавлять эти чувства, ему не будет хватать навыков управления подобными эмоциями, он может стремиться всегда выглядеть «приятным», а также будет игнорировать чувства других также, как игнорировали его чувства в раннем детстве.

Отношения с родителями влияют на умственные способности!

Младенческий опыт играет решающую роль для развития изначально незрелых физиологических систем. В случае проблемного раннего опыта могут быть повреждены механизмы реагирования на стресс и другие процессы управления эмоциями, даже сам рост мозга (темпы роста мозга наиболее высоки в первые полтора года жизни) может быть нарушен, что будет влиять на дальнейшее поведение человека и его умственные способности. Позитивный опыт в раннем возрасте способствует развитию мозга с большим количеством нейронных соединений, а чем больше таких соединений, тем больше возможностей использовать различные области мозга.


Разлука с матерью – сильнейший стресс для младенца!

Дети крайне зависимы от взрослых, которые удовлетворяют их потребности в пище, защите, тепле и комфорте. Для младенца близость взрослого — это залог выживания, поэтому он испытывает сильнейшие переживания, если мама или человек, который о нем заботиться покидает его.

Цитата из книги:

"Самым сильным стрессом для ребенка от рождения до трех лет является разлучении с матерью или тем взрослым, который заботится о нем и помогает ему выжить в этом мире."

Невнимание даже хуже, чем плохое обращение!

Автор книги обращает особое внимание на то, что травматичная для психики ребенка ситуация может возникнуть не только от экстремальных или длительных тяжелых переживаний, но также от периодических случаев игнорирования и насильственных действий, из-за отсутствия отзывчивости в тот период, когда младенец особенно в ней нуждается.

Цитата из книги:

«Для ребенка самым болезненным ощущением является невозможность добиться материнского внимания. Дети протестуют больше всего, когда внимание их матери отключено, это более невыносимое состояние, чем плохое с ними обращение.»

Если у ребенка нет родителя, который был бы настроен на ребенка, заинтересован в нем и реагировал на него позитивно, то у малыша не смогут правильным образом развиться важные участки мозга.


Младенцу необходима чуткость родителя, причем это не означает, что необходимо немедленно исполнять малейшие желания ребенка, но и нельзя игнорировать малыша слишком долго. Сью Герхард говорит о «расслабленной чуткости, которая есть у уверенных в себе родителей», когда родители реагируют на текущие потребности именно своего ребенка, наблюдая за его настроением и желаниями, думая о том, как ребенок воспринимает или переживает ту или иную ситуацию.
Основа легкого воспитания – хорошие отношения.

В возрасте от года до трех лет ребенок проходит важные этапы социализации, его учат тому, какое поведение является приемлемым, а какое нет, через лишение положительного родительского внимания. Если ребенок делает что-то нежелательное, родители выражают свое неодобрение, что является для ребенка стрессом.

Стресс и конфликты неизбежны в любых отношениях, но ребенку необходима базовая уверенность в том, что позитивные взаимоотношения могут быть восстановлены. Задача родителя в том, чтобы помочь пережить и нейтрализовать негативные переживания, а также гормоны стресса, вернуться к нормальному состоянию, обеспечить быстрое восстановление прерванных отношений.
Излишняя критика губительна для самооценки.

Если ребенка сильно критикуют или постоянно игнорируют, у него может возникнуть неуверенность в собственной ценности. А представления ребенка о собственной низкой ценности или даже неполноценности придают определенную направленность его поведению, которое подтверждает негативные ожидания других.

Цитата из книги:

«Если другой человек постоянно относится к тебе как к глупцу, ты и будешь чувствовать себя глупым. (И у тебя разовьется способность относиться к другим как к глупцам.) Если родители не проявляют интереса к состоянию твоей души, тебе будет казаться, что эти состояния не представляют интереса для других (и, возможно, что состояния души других людей и тебе не будут интересны).»

Раннее детство влияет на способность быть счастливым взрослым!

Недостаток позитивных взаимоотношений в раннем детстве оказывает негативный эффект на биохимию мозга, что может привести к тому, что и во взрослом возрасте человек будет получать меньше удовольствия от жизни. Напротив, человек во младенчестве получавший большое количество положительных впечатлений и поощрений, и в дальнейшем не испытывает сложностей с эмоциями, а также формирует позитивное отношение к жизни.

Кроме того, отношения с родителями, формируя определенные модели взаимодействия, влияют и на отношения с другими людьми в дальнейшей жизни. Дети с надежной привязанностью ожидают от других отзывчивости и чуткости, и сами способны на это. Если они сталкиваются с неотзывчивым человеком, они склонны обратиться за поддержкой к другому. Напротив, дети с ненадежной привязанностью придерживаются защитного поведения, чтобы взаимодействовать с неотзывчивым партнером, такие модели поведения могут привести к серьезным трудностям в установлении открытых доверительных отношений.

Цитата из книги:

«Свойства хорошего родительства (и любых близких взаимоотношений в целом)…: способность слушать, способность замечать, способность исправлять поведение и восстанавливать приятные чувства через разного рода физический, эмоциональный и интеллектуальный контакт — через прикосновение, улыбку, разные способы облачения чувств в слова и мысли. … Для того чтобы быть способным замечать и реагировать на чувства других людей, требуется время. Требуется, чтобы чувствам уделялось какое-то умственное пространство, было и желание, и настрой выносить взаимоотношения на первый план.»